MENU
Главная » Статьи » Статьи

Формирование учебной компетенции на уроках английского языка
Формирование учебной компетенции на уроках английского языка
(статья написана учителем английского языка Самойловой Н.А )
Концепция современного образования направлена на формирование у учащегося предметных знаний и универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основными УУД в соответствии с современным стандартом общего образования являются: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Формирование данных УУД направлены на то, чтобы ученик самостоятельно учился получать знания, задача учителя- руководить процессом поиска.
В обучении иностранным языкам главная цель, по-прежнему, -формирование коммуникативной иноязычной компетенции, которая находится в непосредственной зависимости от учебной компетенции учащихся.
Как создать должный уровень коммуникативной компетенции на иностранном языке на базе школьных знаний?
Центральными категориями парадигмы компетентностного подхода в образовании являются личность обучаемого и деятельность учения. Только продуктивная учебная деятельность может обеспечить должный уровень иноязычной коммуникативной компетенции.
Выделение продуктивной учебной деятельности в качестве цели и принципа обучения иностранным языкам означает, что наряду с коммуникативной компетенцией обязательным компонентом содержания обучения иностранным языкам в современной модели языкового образования является учебная компетенция, которая обеспечивает условия для его эффективного образования.
Таким образом, процесс создания коммуникативной компетенции на иностранном языке связан с развитием учебной компетенции обучаемого.
Данное понятие означает формирование способности учащегося управлять своей учебной деятельностью, начиная от постановки цели, выбора способов учения до контроля и оценки полученного результата.
Представим учебную компетенцию следующим образом:
1. Ученик умеет определить учебную задачу в той или иной учебной ситуации(например, организация и использование ситуации речевого общения)
2. Ученик умеет оценить и соотнести учебную задачу со своими конкретными потребностями( осознанно ставит цель, определяет необходимые материалы, выбирает рациональные способы учебной деятельности)
3. Ученик умеет самостоятельно( или пользуясь советом преподавателя) подобрать соответствующие средства для решения учебной задачи( вспомогательные учебные пособия и др.)
4. Ученик владеет антиципацией -умеет определить необходимый ожидаемый результат решения учебной задачи.
5. Ученик обладает навыками рефлексии -умеет дать оценку учебной задачи .
6. Ученик обладает навыками реализации учебных задач методами продуктивных технологий.
7. Ученик обладает креативным мышлением, что способствует личностной реализации поставленной учебной задачи.
8. Ученик имеет достаточный уровень базовой коммуникативной компетенции на иностранном языке как следствие должного уровня учебной компетенции.

Причины, послужившие основой для исследования данной проблемы:
1.Неумение уч-ся осознать содержание учебной задачи и определить соответствующие стратегии ее выполнения в связи с недостаточным уровнем мотивации по предмету.
2.Неумение соотнести учебную задачу с конкретными целями в изучении иностранными языками(недостаточная сформированность целеполагания.
3. Недостаточно сформирован уровень самостоятельной работы в процессе решения учебной задачи.
4.Не развит уровень антиципации в процессе решения учебной задачи.
5.Недостаточно развиты навыки рефлексии.
6.Недостаточный стартовый уровень языковых и речевых навыков на иностранном языке.
7.Недостаточно представлены продуктивные технологии для развития учебной компетенции в современных учебниках для подготовки учителей иностранных языков.
Таким образом, целью исследования проблемы является использование стратегий продуктивных технологий для формирования учебной компетенции как основы формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке.

Предлагаемые методические рекомендации :
1. Организация мероприятий , направленных на повышение мотивации учебной деятельности, основанных на личностно-ориентированном и проблемном подходах.
2. Организация самостоятельной работы уч-ся в виде: А)эффективных приемов освоения изучаемого языка, отвечающих личностным потребностям обучаемого; б ) способов организации и использования различных ситуаций самостоятельной речевой практики; в)опыта проектно-исследовательской и творческой деятельности
3. Организация мероприятий, формирующих алгоритм достижения цели: А) постановка проблемной творческой задачи на поиск(как языковых так и текстовых материалов), в том числе за счет использования проблемного характера самого текста; б)Организация учителем такого контекста учебной деятельности, в которой реализуются познавательные, учебные, творческие виды деятельности; в)моделирование или восстановление текста по образцу; г)восстановление содержательных пропусков самостоятельным текстом; д)расширение текста и дополнение различного характера и с различными смысловыми задачами.
4. Организация самостоятельного поиска информации: А) формирование информационных умений в рецептивной текстовой деятельности( в чтении и аудировании) через предтекстовые информационные задания, задания на проверку понимания на основе проблемных вопросов, восстановление текста со смысловыми пропусками; путем переработки информации по смысловой цепочке и комбинирования между участниками группы; б) формирование информационных умений в продуктивной текстовой деятельности( в письме и говорении) через упражнения по интерпретации информации в устной и письменной речи, подбор текстов по смысловому соответствию заглавию или иллюстрации, деятельность по составлению текста по типу "снежного кома", завершение текста. в) Постановка проблемных вопросов к заголовкам текстов для аудирования и чтении с целью формулировки вероятностного контекста. Г) Использование визуальной наглядности для определения вероятностного контекста
5. Формирование рефлексивной самооценки с помощью технологии языкового портфеля в качестве "зеркала" процесса овладения иностранным языкам, обеспечивающего целостный портрет языковой личности: а)составление личных рекомендаций по самостоятельной работе над различными аспектами изучаемого языка в целях обеспечения самостоятельной диагностики и оценки владения речевыми умениями б)ведение студентом языкового дневника, фиксирующего динамику умений, качества речи через целевые установки типа"Мне необходимо научиться...", Мне уже легко высказываться на тему.."
6. Разработка задания для создания учащимися собственного речевого продукта с целью развития самостоятельного мышления и креативного подхода к решению проблем: а) коммуникативные игры(ролевые, деловые); б)творческие задания в режиме проектной технологии(конструктивно-практические проекты типа" Дом моей мечты"), игровые и ролевые проекты(сочинение и драматизация собственной пьесы), информационно-исследовательские проекты("Английский и его роль как средства международного общения"), издательские проекты( радиопрограмма "Музыкальное творчество группы "Биттлз"), творческие работы(комикс "Мое открытие Америки"), переводы литературных произведений на родной язык. в) Формирование проблемных заданий, направленных на развитие смысловой и языковой догадки
7. Развитие стратегий продуктивных технологий на занятиях по практическому курсу устной и письменной речи: а) приемы проблемно поисковой технологии (учебно-речевые ситуации, содержащие проблемно-поисковые задачи, связанные с созданием собственных речевых произведений творческого характера); б) приемы технологий интерактивного обучения( организация речи в парах, в малых группах, с носителем языка); в) приемы игровой технологии( языковые и ролевые игры, драматизация через учебно-речевые ситуации, обеспечивающие личностную вовлеченность уч-ся, их жизненный и эмоциональный опыт); г)приемы работы с инструментальными компьютерными и сетевыми средствами(создание Интернет-проектов на базе открытых технологий, участие в тематических онлайн-конференциях, использование сайтов международных библиотек, музеев)

Для реализации описанного подхода в проанализированных информационных источниках предлагаются следующие доступные ресурсы:
1.Методическая литература английских и отечественных авторов по использованию продуктивных технологий в обучении иностранным языкам.
2.Квалифицированные преподаватели, владеющие навыками продуктивных технологий в создании коммуникативной иноязычной компетенции.
3. Аутентичные аудио- и видеоматериалы на иностранных языках.
4. Аудио-, видео- и компьютерная техника.
5. Англоязычная периодика: журналы " National Geographic"," Speak Out", газета"English"(издательский дом "Первое сентября"), методические издания "Иностранные языки в школе" и "Английский язык" в школе.

И наоборот, реализацию описанного подхода, по мнению специалистов, могут тормозить следующие факторы:
1. Отсутствие доступа в Интернет для использования продуктивных технологий этого уровня.
2.Ограниченный доступ к видео- и компьютерной технике.
3. Недостаточная компьютерная грамотность уч-ся.
4. Недостаточный уровень владения преподавателями продуктивными
технологиями.
5.Отсутствие учебных пособий, реализующих продуктивные технологии для создания коммуникативной компетенции должного уровня.
В результате деятельности по использованию стратегий продуктивных технологий для создания коммуникативной компетенции на иностранном языке ожидаемым продуктом является ученик, владеющий навыками конструктивно-творческой , самостоятельной деятельности, коммуникативными лингвистическими и культуроведческими знаниями, а также способностью совершенствовать навыки.

Литература:

1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.-Аркти, 2000.
2.Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков// ИЯШ.-2000.-№5.-С.6
3.Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.-М: Просвещение, 1983.
4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990.
5. Мильруд Р.П., Максимова Н.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку// ИЯШ.-2000.-№4.-С.9-15; №5.-С.17-21.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие./ Под.ред. Е.С. Полат.-М: Академия, 1998
7. Протасова Е.Ю. Европейская языковая политика// ИЯШ.-2004.-№1.-С.8-15.

Источник: http://Литература: 1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.-Аркти, 2000. 2.Гальскова Н.Д. Языковой
Категория: Статьи | Добавил: shinyhope (10.12.2013) | Автор: Самойлова Надежда E
Просмотров: 2736 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]