Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
MENU

Главная »  Ученикам и родителям » Ваш ребенок идет в школу


Ваш ребёнок идет в школу

 

 

Как правильно подготовить ребенка к школе 
(материалы родительского собрания (МБОУ г. Иркутска СОШ №77))

Как правильно подготовить ребенка к школе? 
Этот вопрос волнует многих родителей и будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить – научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это еще не гарантирует успешного обучения. Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование.
 
ПЯТЬ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
 
Первый компонент – мотивационная готовность – включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задавать ребенку несколько вопросов типа: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?». Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового. Кроме того, можно предложить тест-игру для выявления его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности. Взрослый бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению. Начала предложений следующие: 1. Я стараюсь… 2. Я думаю о том, чтобы … 3. Я был (а) бы рад (а) … 4. Я надеюсь, что … 5. Я уверен, что …6. Я мечтаю … 7. Я хочу… Если в результате этого теста обнаружилось, что перед поступлением в школу ребенок имеет о ней весьма приблизительные представления, что у него нет интереса к ней, стоит подумать о формировании у него мотивационной готовности.
 
Второй компонент – волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить и т. д.). Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию ребенка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование. Начать лучше с обучения работе по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их должно быть больше, чем нужно для конструирования, с тем, чтобы малыш научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету. Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты:
1. Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом – это означает, что он должен удерживать заданную вами цель.
2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, то есть иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
3. Осуществление программы возможно лишь в том случае, если маленький строитель сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции.
4.Но и это еще не залог правильной сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, то есть постоянно сверять полученные результаты с эталоном.
5.По окончании сборки, попросите ребенка проверить, насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если заметили, что малыш допускал ошибки на каком-либо этапе сборки, проанализируйте вместе с ним причины. Попросите ребенка внести необходимые исправления.
Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.
 
Качества, от которых зависит умение дошкольника вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к третьему компоненту – социально-психологической готовности к школе.
 
Четвертый компонент - очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выяснить, знает ли он, что такое «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли в отличии «вчера», «сегодня», «завтра». Также с помощью беседы, выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали и словесно его описывать. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения. Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, указав место на плане. Если он справляется с такими заданиями, значит его мышление соответствует норме.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
a)«Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. (для этого упражнения удобно использовать карточное лото).
b) Придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра «Говори наоборот», в которой взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: толстый – тонкий, горячий – холодный, огонь – вода;
c) Всевозможные головоломки, различные виды заданный с палочками или спичками.
 
Умение учиться – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее. На развитие слухового восприятия направлены следующие задания:
• угадать откуда идет звук;
• угадать предмет по звуку;
• составить рассказ по звукам, которые произносит ведущий;
• угадать, чей это голос, чьи шаги.
Ребенок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Как ты будешь это делать?», «Какие тебе предметы понадобятся?», «Как ты сделал – хорошо или плохо?», «Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?»
Итак, как видим, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь потому, умеет ли малыш читать или писать. Существуют простые способы определения психологической готовности к школе, которыми могут воспользоваться взрослые, чтобы своевременно и правильно подготовить ребенка к обучению.
 
Наша школа работает по учебно-методическому комплекту «Школа России»
Учебно-методический комплект (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.

Экипировка будущего первоклассника
  • Школьная форма*
  • Сменная обувь – нет кроссовкам или резиновой обуви. Они применимы только по прямому назначению (спорт). Для сменной обуви приобретается специальная сумочка или мешочек.
  • В чём носить школьные принадлежности? Наш совет – ранец. Он позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, освобождает руки. Лучше выбирать лёгкие, прочные, морозоустойчивые (не затвердел чтобы и не потрескался), с водоотталкивающей пропиткой или покрытием. Задняя стенка плотная, хорошо прилегает к спине, «держит» позвоночник. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина 3,5-4см.
  • Спортивная форма
  • Ручки шариковые ученические, простые и цветные
  • Карандаши простые
  • Папка для тетрадей
  • Обложки для книг и тетрадей
  • Закладки для книг
  • Линейка – угольник (20 см)
  • Счетные палочки (красный, белый цвет)
  • Веера букв и цифр
  • Карандаши цветные
  • Пенал (мягкий)
  • Ластик (мягкий)
  • Тетради и обложки закупают вместе!
  • Папка для трудов и ИЗО (прочная, на застёжке)
    •  Ножницы в чехле
    • Клей ПВА
    • Клеящий карандаш
    • 3 набора цветной бумаги
    • Набор картона (цветного)
    • Набор мягких кисточек для рисования (тонкая, средняя и толстая)
    • Точилка с коробочкой для мусора
    • Краски акварельные (медовые)
    • Пластилин со стеками
    •  Альбом для рисования с отрывными листами
    • Тряпочка
  • - Спортивная форма (для зала – белая футболка, темные шорты, для улицы – спортивный костюм, обувь на резиновой подошве).



    Положение о требованиях к одежде и внешнему виду участников образовательных отношений